ЭТО БОЛЬ! Наши молитвы с утра до ночи! ЧТО УВИДЕЛ НА ФРОНТЕ...Про наши с Виктором Кирюшиным выступления перед бойцами в ЛНР Виктор уже писал, повторяться не буду. Поделюсь только несколькими своими наблюдениями.
Во-первых, все ждут мощного наступления ВСУ,, оборудуют вторую и третью линии обороны. Киев собрал серьёзный, мощный кулак. Но теперь ему вряд ли удастся пробить себе дорогу к Луганску или Донецку. Наши очень серьёзно подготовились. ВСУ пробивали в прошлом году, когда у них было большое численное преимущество на некоторых участках фронта один с шести примерно. Сейчас наши мобилизованные влились в боевые подразделения и силы уравнялись.
Моральный дух у наших нормальный. Нет ни глупого гонора и нет никакого пессимизма. Чувствуется понимание. что война это тяжёлая работа и надо её выполнить. И добиться победы.
Конечно всё не так просто. Некоторые подразделения понесли ощутимые потери. Несколько месяцев уже на войне, Отпусков пока не было. Мы выступали в подразделении, где за пять месяцев мы первые приехали - до этого никаких агитбригад не было. А бойцам очень нужна и разрядка. и какое-то духовное наполнение, чтобы можно было отвлечься, о чём-то подумать, порой надо заполнить чем-то внутреннюю опустошённость. которая здесь в окопах и блиндажах порой мучает бойцов. Нужны и книги. и газеты...И общение с людьми приехавшими поддержать воинов. Мобильники это не заменят.
Один командир взвода сказал мне перед началом выступления:"Побольше и поубедительнее надо бойцам говорить за что они воюют. А то порой можно и такое услышать:"Моя Сибирь не оккупирована. Что я здесь делаю?" Для этих целей в агитбригадах есть лекторы общества "Знание", но и мы старались своими стихами и размышлениями помочь таким бойцам правильно определиться.
У меня после этой поездки осталось ощущение. что я побывал среди тех родных людей. которые воевали на всех войнах России. Я увидел и лермонтовского Максима Максимовича, такого же пожилого, спокойного. мудрого. не любящего "метафизических разговоров". Он сейчас замполитом в мотострелковом полку. Увидел и толстовского Каратаева, и Тёркина неунывающего,. и солдат и офицеров из книг Бондарева и Курочкина...Вечная Русь или вечная Россия...И это я не надумываю. Именно на фронте. на войне. видимо. национальные характеры кристаллизуются. принимают свои законченные содержание и форму.
Было несколько любопытных знакомств. Один парень объяснил нам, почему он не носит казённые берцы (такие высокие ботинки), а купил себе кроссовки. Оказывается, если наступишь на мину в берцах, то потеряешь ногу, а в кроссовках - только ступню...Он же рассказал. почему выучился на гранатомётчика. Его мучала мысль, что он убьёт человека из автомата, видя этого человека...Ему было жутко это представить. Я подумал. что это момент религиозный. может. он старовер...Нет. он оказывается твёрдый атеист. Из гранатомёта, говорит. я буду технику подбивать...Такое вот самоутешение.
Пообщались с первым заместителем мэра Нижнего Новгорода, который пошёл добровольцем. Фамилия у него литературная - Штокман. Сейчас начальник политотдела полка.
Много можно что ещё рассказать. Время там как бы расширилось.
Можно написать целый рассказ, как нашим парням в эти дни пришлось хоронить в братской могиле, кажется, более двадцати вэсэушников. Наши взяли селение под Кременной, где мы были, выбили противника, заняли, как здесь говорят, землю. Связались с украми, чтобы те взяли своих "двухсотых", они отказались.
Особый рассказ про убитые в пыль многоэтажные дома в Северодонецке, в Счастье, в других местах...Такое впечатление. что там всё вокруг покрыто этой пылью бетонной, этой смертной тоской. Сколько там надо будет всего восстанавливать...
Закончу я такими строчками, которые на обратной дороге написались:
Наши воины разные. Есть герои от Бога,
Есть обычные люди, с печалью в глазах.
На войну, на войну всех уводит дорога
И приводит сюда, где и взрывы, и страх...
Воздух вспорот снарядами огневыми...
Привела вас сюда непростая стезя.
Мужики дорогие, вернитесь живыми
и, конечно, с победой - иначе нельзя.
